3
декабря
2018
год
Кофе — мой друг
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Если вы также любите кофе, как и студенты СурГУ, то мы точно на одной волне. Ежедневно возле мини-кофейни в университете собираются толпы фанатов этого бодрящего напитка. Кстати, ассортимент здесь приличный: латте со свежими сливками, капучино со вкусом халвы и воздушной пенкой по бортам, раф и классический эспрессо — в общем любой каприз за скромный гонорар. А пока бариста готовит кофе, вы можете подобрать к нему лакомства по вкусу — свежий круассан, шоколад и даже значок — новое веяние современной моды. Вуаля! Всего три минуты, и вы уже наслаждаетесь вкусом этого ароматного напитка. Устоять точно не получится, проверено на себе!
Проект «Coffee Book», созданный еще четыре года назад аспирантом СурГУ Иваном Пономаревым, быстро нашел отклик со стороны ректора университета Сергея Косенка, проректора по социальной и внеучебной работе со студентами Святослава Болотова и профессора, кандидата биологических наук, доцента кафедры физиологии Ольги Литовченко. Получив их благословение, Иван уверенно отправился «Думать! Действовать! Достигать!» Так, в 2014 году на базе Сургутского госуниверситета он открыл малое инновационное предприятие — мини-кофейню необычного формата — в виде книги. Таков был замысел выпускника — вместе с кофе привить молодежи любовь к чтению, совместив тем самым приятное с полезным. Надо сказать, идея символична для образовательного учреждения, ведь помимо энергии и бодрости, которое дарит кофе, студенты получают дополнительные знания. Как, спросите вы? Легко и просто — внутри стаканчика спрятан «сюрприз» в виде цитат и крылатых выражений из литературных произведений. Здесь волей-неволей вспомнишь и автора, и рассказ или же возникнет желание отправиться в библиотеку за ответом.
— «Проект в первую очередь направлен на молодежь, для которых, к сожалению, книга не источник знаний, а всего лишь листы бумаги в твердом переплете. И вот как раз наша миссия — изменить их представление, возродить интерес к чтению, который был утрачен в России почти четверть века назад (!), а также рассказать студентам о новинках и литературных трендах», — говорит молодой предприниматель. — «Признаться честно, я не встречал до этого кофейни, у которой бы были дополнительные функции. Мы в числе новаторов и это здорово. За это спасибо нашему ректору Сергею Михайловичу Косенку, который шагает в ногу со временем, ориентируется в молодежных трендах, без его помощи и поддержки ничего бы этого не было».
Однако мало придумать проект, его еще нужно грамотно реализовать и раскрутить. Как признается сам выпускник, изначально сложности были в части оформления документов, решения юридических вопросов, на это ушло целых полгода (!), пришлось ему и шишки между делом набить. Без этого никуда, ведь не совершает ошибок лишь тот, кто ничего не делает. Это опыт, который рано или поздно приведет тебя к успеху.
— «Мы продумывали все до мелочей, тщательно работали над дизайном как самой «книги», так и стаканчиков, изучали технологическую карту. Со временем, конечно, мы внесли качественные изменения — поменяли конструкцию, увеличили ассортимент кофе, добавив к нему дополнительную продукцию, в результате из-за скачка доллара все это вылилось в кругленькую сумму. А вот цитаты и выдержки из книг мы ищем сами, после чего отправляем все в Екатеринбург, где для нас готовят фирменные стаканчики с нашим логотипом. Что же касается самого кофе, то изначально мы работали с зернами фирмы «Paulig Arabica», а сейчас перешли на моносорт «Гондурас Сан-Маркос» — стопроцентная Арабика. У него качество выше и вкус лучше, это отметили и наши покупатели. Мой принцип — не экономить на клиентах. Более того, я хочу, чтобы о нашей кофейне знали как минимум во всем автономном округе. А для этого нужна хорошая репутация. Поэтому я не жалею для своего проекта ни сил, ни времени, ни финансовых средств. Все заработанные на основном месте работе деньги я вкладываю в свой кофейный бизнес, который, верю, принесет мне успех».
Сегодня об университетской кофейне ходят легенды, а за бодрящим напитком ежедневно выстраивается очередь из студентов, преподавателей, в том числе из других корпусов СурГУ и гостей университета. Это лишний раз доказывает, что проект востребован и популярен на рынке предлагаемых услуг. Именно поэтому спустя год «Coffee Book» обрел еще один дом, который расположен во втором корпусе Сургутского госуниверситета по адресу ул. Энергетиков, 22.
— «Кофе для меня все! Его аромат, свежий вкус так и манит выпить чашечку другую по утрам и вечерам. Предпочтение отдаю русиано с молоком или капучино, здесь его готовят особенно вкусно», — говорит студентка Дарья Бруслиновская.
— «Идея организовать в СурГУ кофейный островок — потрясающая! Однако нужно помнить, что нет предела совершенству. Хотелось, чтобы расширился ассортимент кофе, а также чтобы включили в меню свежую выпечку, тогда отбоя от покупателей точно не будет. Можно и акции придумать, к примеру, купи пять стаканчиков кофе — шестой забирай в подарок или приведи друга за кофе — бонусом получи шоколадку. В общем не останавливайтесь на достигнутом, побольше креатива и творчества в работе!» — пожелали сотрудники университета.
Амбиций у молодого предпринимателя хоть отбавляй. В будущем Иван намерен «захватить» все вузы и ссузы города, открыть полноценную кофейню в Сургуте, а также создать сеть «Coffee Book» с перспективой охвата всего округа. А там и вся Россия не за горами.
— «Однажды в интервью известного голливудского продюсера услышал поучительную мысль: «Представь, ты спишь, как вдруг раздается телефонный звонок, а на другом конце провода — заманчивое предложение — снять блокбастер. Ты ни секунды не должен думать, сомневаться, пытаться предвидеть возможные риски, а просто хватать удачу за хвост и соглашаться, ведь такая возможность бывает раз в жизни!» Теперь и я придерживаюсь этого принципа. Сейчас моя первостепенная задача — расшириться, увеличив тем самым количество точек. В прошлом году мы уже пробовали организовать продажу кофе в одном из торговых центров города, но, к сожалению, из-за неудачного месторасположения нашего кофейного островка мы потерпели убытки. Вообще в больших магазинах начинающим предпринимателям делать нечего, это невыгодно, ибо весь доход уходит исключительно на оплату аренды. Пытались вести переговоры еще с одним вузом города, но пока все безрезультатно. А вот с руководством СурГУ нам повезло — им с первого взгляда приглянулась наша идея, более того они увидели в проекте перспективу, которая положительно влияет на имидж всего университета. К сожалению, другие образовательные учреждения пока этого не видят, но это лишь вопрос времени», — с надеждой говорит Иван.
На самом деле молодой человек довольно скромный. Он не считает себя успешным, напротив, говорит, что еще есть к чему стремиться и куда расти. Ему не зазорно даже самому встать за прилавок и обслужить клиента. Как раз во время нашего интервью бариста приболела, на смену вышел Иван. Он взял отгул на основном месте работы (сейчас трудится инженером-программистом в ОАО «Сургутнефтегаз») и помчался на вторую. Надо сказать, с обязанностями он справлялся ничуть не хуже, вот только подустал немного от такого наплыва покупателей.
— «В целом одно другому не мешает, а в случае форс-мажорных обстоятельств, я беру отгул и мчусь в СурГУ. Как говорится, хочешь жить — умей вертеться. А вообще, отзывы клиентов плюс хорошая выручка и умение вести переговоры — это главные составляющие успеха любого бизнеса. Судя по тому, что я еще не охватил другие университеты, то в третьей части наблюдается пробел. Но я пытаюсь его восполнить с помощью книг по бизнесу, для души же выбираю зарубежную литературу. Не могу сидеть без дела, мне обязательно нужно чем-то заниматься. В этом смысле собственное дело мне только на пользу. Здесь 24 часа в сутки нужно держать руку на пульсе, решать какие-то задачи и при этом быть готовым ко всему. Даже несмотря на то, что ты находишься в напряжении, это тебя заряжает, плюс кофе, конечно, выручает. В день я могу выпить две-три чашки капучино и чувствовать себя при этом бодрым и позитивным».
«Кофе с собой» стало новой городской привычкой, эдакой «меткой», по которой определяют твою активность и энергичность. А в Японии в честь кофе даже появился специальный праздник, который отмечают ежегодно 1 октября. Что же касается мирового товарооборота, то здесь кофейный рынок занимает вторую строчку пьедестала, уступив пальму первенства лишь крупным нефтяным предприятиям.
Кроме того, напиток славится своими целебными свойствами. Он способствует улучшению памяти, полезен для профилактики болезни Паркинсона, слабоумия, а еще это сильнейший антиоксидант, который препятствует образованию раковых клеток. А вы знали, что в арабских странах варить кофе — исключительно мужская прерогатива? Если муж не выполняет это обязательство, то дело может дойти даже до развода! К счастью, в России можно не опасаться за свой брачный союз и ежедневно наслаждаться этим бодрящим напитком.