19
апреля
2022
год
Образовательный интенсив 1.0 «Future Biotech»
И снова за парты. В этом году Сургутский государственный университет, который является площадкой Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей Югры, запустил образовательные программы годового цикла. Интенсив по «Промышленному инжинирингу» уже прошли 30 школьников из Сургута, Лянтора, Нягани и Мегиона. В течение девяти недель они еще онлайн будут изучать теорию по трем компетенциям: «электромонтаж», «умный дом» и «промышленная безопасность», а также работать над проектом – создавать минимально жизнеспособный продукт в виде виртуального 3D-макета. На прошлой же неделе стартовал образовательный интенсив 1.0 «Future Biotech».
Успешно пройдя конкурсный отбор 45 школьников из Сургута, Нижневартовска, Мегиона, Ханты-Мансийска, Нефтеюганска, Лангепаса, а также Сургутского, Нижневартовского, Кондинского, Нефтеюганского и Ханты-Мансийского районов в течение шести дней осваивали: «Геномное редактирование», «Биотехнологии для оценки окружающей среды» и «Агробиотехнологии». Напомним, программа обучения направлена на углубленное изучение предметов естественно-научного цикла, биотехнологий будущего, исследующих объекты с помощью законов современной биологии и химии. Ее цель – создание условий для профессионального самоопределения в области биотехнологических специальностей, разработка авторских проектов и подготовка школьников к участию в федеральных, региональных конкурсах и олимпиадах.
Каждый живой организм имеет в клетках наследственный материал, который называют геномом. Он необходим для создания и поддержания деятельности организма. А с помощью геномного редактирования можно вносить точечные изменения в ДНК, тем самым, избавляя человека от различных наследственных заболеваний, бесплодия и других патологий, возвращая человека к полноценной жизни. Такие эксперименты югорским школьникам пока проводить рано, а вот современные методы исследования, которые используются в биологии и медицине, – иммуноферментный анализ, хроматография и ПЦР, самое время. Это достаточно длительный и трудоемкий процесс, поэтому предварительно требовался видеоразбор и отработка практических навыков.
– Наука стремительно развивается. Если раньше такие технологии изучались лишь в вузах, то сегодня они уже доступны школьникам. В ходе работы над проектом они осваивали современные биомедицинские методы исследования, что позволит получить им не только высокие образовательные, исследовательские и продуктовые результаты, но и возможность представить свои идеи на конкурсах всероссийского и международного уровней, – сообщила кандидат биологических наук, доцент кафедры морфологии и физиологии Медицинского института СурГУ Татьяна Солтыс.
Над темами школьники работают индивидуально. Юлия Хамаева из лицея № 1 им. А. С. Пушкина (г. Нижневартовск), обучаясь на естественно-научном профиле (медицинский класс), придумала сразу две темы: «Трансплантация и моделирование искусственного сердца» и «Исследование молекулярных основ селективности взаимодействия пептидных блокаторов с калиевыми каналами». Они, по мнению десятиклассницы, актуальны и требуют особого внимания. Юлия уже расписала цели, задачи, примерный ход работы и дальнейшего исследования, выдвинула гипотезу.
- На интенсиве я научилась работать с оборудованием, проводить полимеразную цепную реакцию на зерновых культурах. Было интересно и познавательно. С профессией, кстати, уже определилась, хочу стать судмедэкспертом или патологоанатомом. К сожалению, мало кто идет по этому направлению, в виду собственного страха или боязни крови, но от этого специальность еще больше востребована. В рамках интенсива мы познакомились с интересными людьми, профессорами, учеными, благодаря которым узнали много нового о профессиях, связанных с генетикой, биотехнологиями и агробиотехнологиями.
Параллельно в соседней аудитории школьники как раз осваивали агробиотехнологии, которые позволяют использовать живые организмы и биологические процессы для производства различных продуктов питания с заданными свойствами. В то же время изучали технологию работы на гидропонной установке, методику приготовления питательных растворов и выращивания микрозелени. Напомним, ученые Института естественных и технических наук (ИЕиТН) СурГУ совместно с бизнес-партнерами уже не первый год выращивают зеленные и эфиромасличные культуры, краснокнижные растения, доказав, что данная технология гораздо эффективнее традиционных способов. Кстати, благодаря оптимизации условий выращивания целебные свойства растений, а также содержание в них витаминов, значительно выше. Сегодня специалисты даже пытаются клонировать лекарственные и ягодные культуры!
– В рамках направления «сити-фермерство» школьники познакомились с различными типами гидропонных установок и преимуществами гидропонного способа выращивания растений в закрытых системах, методами учета биометрических параметров растений, ведения журнала наблюдений и анализа полученных данных. Теперь их задача проработать собственные проекты, среди которых: выращивание наперстянки пурпурной гидропонным методом для получения сердечных гликозидов; получение качественного растительного сырья для косметологии; влияние биопрепаратов на риск развития инфекции у семян при выращивании микрозелени и другие не менее актуальные темы. Они проработали уже цели и задачи, наметили план дальнейшего исследования и возможные результаты, – рассказала доцент кафедры биологии и биотехнологии ИЕиТН Зоя Самойленко.
– Свой проект я посвятила применению композиции полимеров для повышения сохранности овощной продукции. На его разработку меня натолкнула статья о том, что в Китае с помощью морковной мякоти и других ингредиентов делают полимерную пленку для того, чтобы овощи и фрукты дольше хранились. Если такая технология будет не затратная для экономики нашей страны, то ее можно будет смело внедрять в промышленность, переходя, таким образом, на импортозамещение, – поделилась планами на будущее старшеклассница Татьяна Письмакова.
А еще с помощью специальной программы Google Earth школьники учились искать космические снимки различного пространственного разрешения по координатам, определять площадь, дешифровочные признаки естественных и антропогенных объектов, рассчитывать расстояния. Узнали и о возможностях их использования в решении исследовательских задач: «Космические снимки позволяют исследовать поверхность Земли, наблюдать и фиксировать изменения. Это один из инструментов экологического мониторинга. В век информационных технологий молодежь использует их в личных целях, так почему бы не применить эти технологии для образования и привлечения молодых умов к науке?» – справедливо заметила лаборант Центра коллективного пользования, младший научный сотрудник НОЦ ИЕиТН Дарья Богданова. Тем более что эти компетенции ребята смогут применить на олимпиаде Национальной технологической инициативы, конкурсах профессионального мастерства JuniorSkills и «Больших вызовах» образовательного центра «Сириус», которые пройдут в ноябре 2022 года. У школьников в запасе полгода, чтобы довести свои проекты до логического завершения, ведь, как говорится, готовь сани летом, а идеи отрабатывай зимой.
Автор: Эльвира Галиханова
Фото: Ксения Радионова