17
июня
2022
год
I Международный научно-педагогический симпозиум
Актуальные проблемы инновационного развития современного образования вынесли на обсуждение в Сургутском госуниверситете участники I Международного научно-педагогического симпозиума. Организаторами научного события, прошедшего в смешанном формате, выступили кафедра педагогики профессионального и дополнительного образования Сургутского госуниверситета, Институт педагогики, психологии и социальных проблем, Донецкий национальный университет.
Гостей и участников приветствовали доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ – ректор СурГУ Сергей Косенок; кандидат филологических наук, директор Института педагогики Донецкого национального университета Ирина Кудрейко.
«Сегодня на площадке симпозиума «Актуальные проблемы инновационного развития современного образования: инструменты и технологии» собрались ученые и молодые исследователи, обучающиеся. Для всех нас важно консолидировать свои цели, результаты исследований, опыт профессиональной деятельности для того, чтобы сформулировать ответы на вызовы, стоящие перед системой образования не только России. С нами сегодня работают коллеги из Донецка (ДНР) и Нур-Султана (Казахстан). Акцентирую внимание на необходимости изучения роли образования в процессах формирования социальных отношений, способствующих устойчивому развитию государства. Думаю, вы согласитесь, что в настоящее время особенно обострилась необходимость в гуманизации и гуманитаризации образования. Это стратегическое направление деятельности высшей школы. Она должна быть не просто «кузницей кадров», а центром культуры, источником гуманистических знаний и нравственного воспитания. Важно создавать, находить и анализировать механизмы формирования мировоззренческой культуры и поведенческих принципов, гуманистических социальных отношений.
В современной ситуации развития экономики и политики, структурной перестройки всей жизни страны и общества меняется и отношение к образованию, культуре и науке, воспитанию и развитию человека в целом. В этих условиях гуманитаризация образования рассматривается как одно из условий реального пути возвращения к истокам педагогической науки и традициям российского образования. Уверен, эта позиция будет учтена в современной ситуации, когда в министерстве было заявлено о выходе из Болонской системы образования и потребности в собственной уникальной системе образования, как прокомментировал ситуацию Валерий Николаевич Фальков: «в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», – подчеркнул Сергей Косенок.
Пленарные доклады ведущих ученых России, Донецкой народной республики, Казахстана затрагивали целый ряд актуальных аспектов трансформации высшего образования. Тематика выступлений спикеров была посвящена таким важным вопросам, как цифровая трансформация педагога в условиях современного профессионального образования, институт семьи как драйвер устойчивого развития системы образования, региональная модель наставничества и др.
В частности, доктор педагогических наук, профессор Сургутского госуниверситета Вера Повзун акцентировала внимание на современных подходах к организации непрерывного педагогического образования, в том числе инструментах и технологиях. Особенности создания электронных учебников рассматривает преподаватель школы-студии В.Ф. Шаталова, руководитель лаборатории инновационных дидактических технологий (г. Москва) Виктор Слепушкин.
Интересный и в то же время аналитический доклад «Роль проектной деятельности в достижении образовательных результатов и развитии ключевых компетенций» представила кандидат педагогических наук Института гуманитарного образования и спорта СурГУ Ирина Журавель. «Преподаватель должен быть вооружен различными образовательными технологиями, адекватными обновленному содержанию образования. Студенты с большим интересом относятся к занятиям с элементами проектирования. В дальнейшем они сами проявляют инициативу и предлагают по тем или иным темам разработать проекты. Они учатся находить возможности творчески применять свои знания на практике. В свою очередь практика делает более прочными знания. А проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта. Если магистрант приобретает эти качества, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах», – делает вывод Ирина Борисовна.
Игровые технологии в образовательном процессе исследуют доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования СурГУ Эльмира Насырова, а также аспиранты Юлия Рыбальченко и Алена Слепухина, взяв за основу техники сценической речи. По словам Юлии Сергеевны, применение игровых технологий позволяет избавить воспитанников от комплексов (зажимов); учит творчески мыслить и не бояться выражать себя; применять творческий подход к любому делу; совершенствовать творческую индивидуальность и воспитывать чувства причастности к общему делу, ответственности за свои действия, уважения к творчеству каждого занимающегося в группе.
Как отметил ректор Сергей Косенок: «СурГУ открыт для различных форм взаимодействия в целях оптимизации образовательного пространства, обеспечивающего качественную подготовку кадров и постоянное повышение уровня научных изысканий с выходом на мировой уровень. Усиление кооперации в этом аспекте особенно значимо в Десятилетие науки и технологий (2022–2031 годы), которое объявлено в России. Уверен в необходимости ежегодной работы симпозиума, который может проходить в разных городах России и зарубежья».
Автор: Дарья Вейраух
Фото: Ксения Радионова