13
мая
2021
год
Курс на сити-фермерство
В Региональном модельном центре дополнительного образования детей СурГУ стартовали курсы повышения квалификации для педагогов образовательных организаций Югры «Организация проектной и исследовательской деятельности в области агротехнологий и сити-фермерства». Занятия проходят в очном формате с 11 по 14 мая.
Курсы, главная цель которых – подготовить педагогов Югры к преподаванию значимой региональной дополнительной общеобразовательной программы для школьников «Сити-фермерство», разработанной и апробированной учеными и специалистами кафедры биологии и биотехнологии СурГУ, ориентированы на создание новых мест допобразования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Кстати, программа «Сити-фермерство», соответствующая профилю Олимпиады НТИ «Агробиотехнологии», будет запущена в сетевой форме с сентября 2021 года в семи муниципалитетах округа.
Освоить новые компетенции сегодня предстоит учителям общеобразовательных школ, педагогам дополнительного образования из Сургута, Когалыма, Лангепаса, Кондинского, Сургутского, Октябрьского районов и Ханты-Мансийска. Они уже собрались в назначенное время в назначенном месте и готовы познавать азы агротехнологий и сити-фермерства. О том, как работает система гидропоники, какие питательные растворы и субстраты используют сургутские ученые для выращивания зеленных и эфиромасличных культур, рассказал кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и биотехнологии СурГУ Петр Макаров.
В лаборатории кафедры, которая оснащена современной гидропонной установкой, почти за три года общими усилиями специалистов в области ботаники, биохимии, биоорганической химии и IT был разработан прототип системы управления локальной фермой в условиях закрытой системы. Она работает по принципу периодического подтопления, в качестве же субстрата используется минерально-ватные кубики. Таким способом уже проведены 17 циклов выращивания зеленных и эфиромасличных культур, среди которых эндивий, рукола, семь сортов листового салата, шпинат, два сорта укропа, петрушка, три сорта базилика, итальянский и греческий орегано, три разновидности кейла и даже семена чиа. Кстати, эксперты отмечают, что полезных веществ в данных культурах, точнее витамина С, почти в два раза больше, да и вкус у них более насыщенный, чем в растениях, выращенных традиционным способом! Благодаря специальной методике и оптимизации условий с учетом их биологических особенностей – микроклимата, светодиодного освещения, минеральных удобрений, можно круглый год выращивать экологически чистые пряные травы, богатые витаминами и микроэлементами, в режиме 8–9 оборотов в год! В условиях Севера – это просто находка. Сегодня же специалисты СурГУ ставят перед собой амбициозные цели – выращивать краснокнижные лекарственные растения путем адаптации уже имеющейся технологии под новые запросы. Кроме того, ученые готовы делиться своим ценным опытом с коллегами из образовательных организаций региона.
- Полученные знания и практические навыки в ходе курсов позволят учителям биологии целенаправленно организовать процесс обучения и подготовки учащихся к практическому туру Олимпиады НТИ, – прокомментировал Петр Николаевич.
- В нашем городе дополнительному образованию детей уделяется большое внимание, в связи с чем перед нами – педагогами стоит сложная, но в то же время интересная задача – предложить школьникам увлекательные и востребованные современной жизнью образовательные программы. А сити-фермерство – актуальное и перспективное на сегодняшний день направление. Наша школа с удовольствием включилась в эту деятельность, но, к сожалению, мы пока в этом деле новички, поэтому курсы, организованные Сургутским госуниверситетом, нам крайне необходимы. Во-первых, благодаря опытным специалистам мы сформируем общее представление об агротехнологиях и сити-фермерстве, во-вторых, нам очень интересен опыт Института в создании лабораторных ферм и работе со спецоборудованием. От всей команды педагогов выражаем благодарность за предоставленную возможность. Надеемся, что за эти дни мы получим большое количество практических навыков в освоении работ на гидропонной установке, – сказала Елена Люфт, учитель биологии, заместитель директора средней общеобразовательной школы-сада № 10 города Когалыма.
В течение трех дней участников еще ждут лекционные и практические занятия, в ходе которых они подробно изучат типы конструкций и сооружений для культивирования растений, параметры среды, научатся определять качество посадочного материала, энергию прорастания и всхожести семян. Освоят педагоги и технологии выращивания зеленных, эфиромасличных культур в вертикальных фермах методом периодического затопления, различные способы по определению биологически активных веществ и нитратов в растениях, а самое главное, они смогут применить полученные компетенции для подготовки школьников к Олимпиаде Национальной технологической инициативы (НТИ) по профилю «Инженерные биологические системы. Агробиотехнологии». Напомним, это часть программы развития экосистемы НТИ в округе, благодаря которой талантливая молодежь будет вовлечена в реализацию инновационных проектов на перспективных рынках НТИ.
Справка
Олимпиада Кружкового движения Национальной технологической инициативы проводится Кружковым движением НТИ, Платформой НТИ, Агентством стратегических инициатив и Российской венчурной компанией в партнерстве с крупнейшими российскими университетами и ведущими технологическими компаниями с 2015 года. Это новые образовательные и профессиональные возможности для школьников Югры.
Автор: Эльвира Галиханова
Фото: Ксения Радионова