27
августа
2018
год
Вуз как центр инноваций
Вот так просто, без лишних научных канцеляризмов, организаторы обозначили тему восьмой проектной сессии, прошедшей в рамках «большого педсовета» 23 августа в Сургутском госуниверситете. На ней присутствовали ректоры, проректоры, учёные и преподаватели вузов Сургута, Нижневартовска и Ханты-Мансийска. Участники обсудили мировые и российские тренды развития высшего образования, структурные реформы и трансформацию университетов, а также их роль в регионах.
Модератором выступила проректор по развитию СурГУ Валерия Безуевская. Первое слово она предоставила директору Центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково», эксперту в области разработки и проведения образовательных программ Ольге Назайкинской.
– Главный мировой тренд сегодня можно обозначить так: «Гонка технологий породила гонку за людей, способных разрабатывать эти технологии», – начала своё выступление Ольга Леонидовна. – Для университетов это означает жёсткую конкуренцию за лучших студентов и за лучших исследователей, разработчиков и преподавателей. И на этом основывается вся структурная политика и реформы, которые реализуются во многих странах мира. То есть студент на каждом этапе своей траектории выбирает место, где он будет учиться, при этом рассматривая карту всего мира. Причём делает он это трижды: при выборе вуза для поступления, при выборе бакалавриата и при выборе магистратуры. Для университетов это значит, во-первых, что они могут появиться на этой карте мира, а во-вторых, им предстоит три раза бороться за студента. Однако удерживать его после бакалаврской программы в магистратуре не имеет смысла, да и незачем: так как обновление студентов на магистерских программах является одним из ключевых конкурентных поводов для гордости, для мирового уровня магистратуры. И таких студентов во всём мире примерно пять миллионов человек. Это те, кто хочет и умеет учиться.
По словам Ольги Назайкинской, именно поэтому в 30-ти странах мира была запущена так называемая «Инициатива превосходства» – программа, направленная на повышение конкурентоспособности вузов. Практически вся Европа, Австралия, Канада, юго-восточная Азия и Россия резко стали озабочены уровнем и статусом своих университетов на мировой площадке. Почему? Зачем инициированы эти «инициативы превосходства»? Потому что во всём мире сначала появился тренд на сокращение госфинансирования университетов, а потом, когда университеты поняли, что не могут существовать в таких условиях, параллельно во многих странах мира пошёл переговорный процесс, и система поддержки государственных университетов изменилась. Теперь политика государства по отношению к вузам направлена не на поддержку процесса их функционирования (хотя за это оно тоже несёт ответственность в рамках неких гарантий), а на результат. А результатом для страны является усиление человеческого капитала, в том числе за счёт привлечение лучших умов со всего мира. То есть университет обеспечивает и собственную конкурентоспособность, и своей страны в сфере образования.
Каковы последствия программы «Инициатива превосходства»? В первую очередь, это структурная трансформация. Во-вторых, конкурентное финансирование, которое нужно постоянно подтверждать своими результатами. То есть и вход, и выход в эту программу – всегда открыты. Но для того чтобы стать таким университетом, необходимо провести именно трансформацию, а не банальную модернизацию или оптимизацию. Так, например, в университетах мира к базовым процессам относятся исследовательская работа, прикладные разработки, инновации, а также развитие территории присутствия – технологическое, экономическое и социальное. И курс сегодня – на предельную интеграцию и взаимосвязь этих процессов. А для этого необходима децентрализация поддержки госуниверситетов. То есть не только федеральный центр, но и регионы должны отвечать за мировой уровень своих главных образовательных учреждений. Университеты же, в свою очередь, будут интеллектуальными центрами развития регионов.
Далее в разговор вступил Денис Пономарёв, вице-президент московской компании «Эдтех», которая совместно с руководством университетов организуют процесс, в котором высшие учебные заведения проектируют свою будущую деятельность.
– Жизнь ускорилась, внедряются новые продукты, новые технологии, – начал Денис Владимирович. – Стало невозможно готовить специалистов по широкому спектру направлений под конкретное рабочее место. Возникла потребность в людях, которые будут способны создавать новые технологии, то есть – будущее. Отсюда и погоня за такими людьми. И в этом – ключевой вектор развития высшего образования.
Вообще-то всё началось с проекта федеральных университетов, задача которых как раз и состояла в том, чтобы укрупниться и стать многопрофильными локомотивами социально-экономического развития российских регионов. Следующим был проект научно-исследовательских университетов, который стартовал в 2008 году. Ключевой задачей здесь было возвращение исследовательской компоненты в университеты. Всего было создано 29 НИУ, причём несколько из них стали сегодня вполне конкурентоспособными на международном уровне.
Третьим был проект глобальной конкурентоспособности – сейчас в нём 21 университет, и он пока запущен до 2020 года. Следующим был краткосрочный проект создания университетов, нацеленных на развитие экономики регионов, который к сегодняшнему дню завершился без каких-либо заметных последствий. Затем была ещё одна попытка как-то встряхнуть субъекты Федерации – проект «Кадры для регионов»: были выбраны наиболее дефицитные с точки зрения высококвалифицированных кадров регионы, а также университеты, которые готовы будут их обеспечить по узкоспециализированным направлениям. На краткий период времени эти вузы свою задачу выполнили. После этого стартовал проект «Кадры для ОПК», который говорит сам за себя. Наконец, в 2016 году появился крайний на сегодняшний день проект опорных университетов.
Как заметил Денис Владимирович, все проекты были конкурентными, за исключением проекта создания федеральных университетов. Каждый проект подразумевал наличие программ, то есть университеты должны были спроектировать своё развитие. Некоторые программы очень жёстко защищались перед международным советом, так как каждая из них подразумевала трансформацию университета, а главное – наличие реального результата.
Особо эксперт остановился на том, что трансформация университета – это не одноразовое явление, а процесс постоянный, систематический. А значит, ему как воздух необходим какой-то внешний наблюдательный орган, который бы исполнял не функцию контроля как таковую, а что-то вроде критика со стороны – доброжелательного и в меру строгого.
Под занавес встречи эксперты ответили на многочисленные вопросы участников.