21
мая
2019
год
Тайны Западной Сибири открывают сургутские учёные
Каким образом города Мангазея и Берёзов, расположенные на севере Западной Сибири, стали первыми уездными центрами? Над этим вопросом учёные ломают головы до сих пор. И ему же 14 мая была посвящена очередная лекция в рамках Открытого лектория по науке и технологиям СурГУ. Основываясь на материалах археологических исследований, её подготовил и провёл ведущий научный сотрудник НОЦ Института гуманитарного образования и спорта кандидат исторических наук Георгий Визгалов.
В докладе сургутского учёного на научно-популярном уровне были освещены результаты новых археологических исследований, проведённых с использованием современных методов естественных наук: палеозоологии, палеоботаники, дендрохронологии и других. В нём изложены выводы, меняющие традиционные представления о русском населении Крайнего Севера в период освоения Сибири. Причём археологическим исследованиям подверглись только Берёзовское городище и городище Мангазея, а в Якутске раскопки только-только начинаются.
— На территории Западной Сибири известно не менее 50 объектов такого освоения: городища, городки, остроги, сёла и зимовья, — начал своё выступление Георгий Визгалов. — Около 20 из них археологи исследовали, определили даты и включили в список выявленных объектов. И только на пяти памятниках были проведены большие археологические раскопки. Сегодня у нас пойдёт речь о двух из них, которые были в своё время городами и уездными центрами Западной Сибири — городище Мангазея и Берёзовское городище.
По словам лектора, Мангазея — самый загадочный и интересный для историков город, просуществовавший всего 71 год. Как археологический памятник он был выявлен в 1946 году. А в конце 60-х — начале 70-х годов прошлого столетия на месте его существования проводились масштабные раскопки под руководством Института Арктики и Антарктики. Учёным для дальнейших исследований этот памятник был передан только в 2000 году. Но в чём же его загадочность? Дело в том, что в одной из частных переписок императора были обнаружены такие слова о Мангазее: «…твоей, государь, златокипящей вотчиной». Многие историки и краеведы поначалу решили, что там чуть ли не золото добывали. Но это был всего лишь красивый образ, хотя город действительно оказался богатым. Там был свой Кремль, вблизи которого и проводились раскопки. Но они были поверхностными, поэтому резерв для будущих исследований остаётся поистине огромным!
Мангазея — это действительно в полном смысле слова памятник культуры, потому что после того как люди покинули его, здесь больше никогда ничего не строилось. И найденные здесь материалы XVII века по археологическим меркам считаются эталонными. Благодаря многовековой мерзлоте Заполярья органические остатки разлагались очень слабо, поэтому здесь сохранились в отличном состоянии даже такие предметы, каких не было в Новгороде. Например, ткани и те же остатки жизнедеятельности домашних животных и человека, семена (можно понять, что тогда составляло основу питания людей), более 330 судовых деталей (что позволило узнать истинные размеры судна), но главное — это 47 построек, и в их числе три большие усадьбы. Также была выявлена уличная планировка и т. д. Учёные смогли понять конструктивные особенности построек и сделать реконструкцию посада. Как оказалось, здесь держали коров и свиней, разводили кур и гусей, а это означало одно: население должно было быть постоянным. В пользу этого говорит и тот факт, что на месте раскопок было найдено много бытовой утвари: старинные помазки, бритвенные приборы, бусы, кольца, стеклянная и глиняная посуда…
Итогом раскопок стало огромное количество найденных материалов, а по результатам их исследований — три научные монографии.
Что касается города Берёзова, то когда-то он был административным центром севера Западной Сибири. В отличие от Мангазеи он продолжил своё существование и, расширяясь, в XVIII веке достиг своего расцвета. Раскопки здесь проводились в том месте, где в своё время располагались Кремль и острог, причём исследования Берёзова только начинаются, поэтому у учёных ещё всё впереди.
Однако уже выяснилось, что вначале была построена крепостная стена, а позже, к концу XVII века, она была заменена острожной стеной. Внутри было найдено хорошо сохранившееся основание печи — не глинобитной, как в Мангазее, а сделанное из очень высококачественного кирпича, а также остатки срубов, забитые землёй, на которых когда-то и стояли постройки. Здесь же было обнаружено большое количество костей животных, из бытовой утвари — чернильницы и пишущие ручки из гусиного пера, посуда, костяные и деревянные шахматы и т.д.
Таким образом, археологические раскопки первых северных сибирских городов, Мангазеи и Берёзова, дали новый исторический материал по культуре, быту, ремёслам, транспорту, архитектуре, хозяйствованию русского населения XVI-XVIII веков, позволили выявить детали адаптации пришлого населения к северным условиям и отношения с аборигенным населением.
Автор: Сергей Ильиных