18
апреля
2024
год
Эксперты СурГУ обучают школьников технологиям беспроводной связи
В Региональном модельном центре дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, который базируется в Сургутском госуниверситете, 16 апреля стартовал региональный интенсив по технологиям беспроводной связи. Его участниками стали несколько десятков школьников в возрасте 14–17 лет из разных муниципалитетов.
В течение трех дней под руководством преподавателей кафедры радиоэлектроники и электроэнергетики Политехнического института СурГУ ребята будут осваивать не только теоретическую, но и практическую базу олимпиадного трека профиля «Технологии беспроводной связи». Тенденции развития беспроводных технологий связаны с постоянным прогрессом в математических моделях кодирования или декодирования сигнала и физических моделях приема-передачи сигнала. Образовательный маршрут выстроен таким образом, чтобы подготовить талантливых югорчан к участию в национальной технологической олимпиаде и других престижных конкурсах инженерной направленности.
Отметим, в Югре создают все условия для технологического образования школьников, в том числе ведется создание сети технологических кружков, являющихся частью Кружкового движения Национальной технологической инициативы. Его цель – подготовка нового поколения технологических лидеров. В частности, координатором развития Кружкового движения в регионе выступает Сургутский госуниверситет, который реализует сетевые региональные программы по таким приоритетным профилям, как «Технологии беспроводной связи», «Интеллектуальные энергетические системы», «Инженерные биологические системы», «Геномное редактирование», «Научная медиакоммуникация». В рамках сетевых программ кружковцы проходят на площадке университета углубленную подготовку к НТО, участвуя в мастер-классах, интенсивах и онлайн-курсах. В процессе подготовки к НТО школьники не только приобретают новые полезные знания и навыки, знакомятся с профессиями будущего, но и могут своими глазами увидеть перспективы развития тех или иных секторов экономики. Так будущие абитуриенты смогут лучше понять, чем они хотят заниматься в жизни, а также смогут сознательно совершить свой профессиональный выбор.
Обучение включало работу с карточками кодов ab; лекции про код Хемминга и работу с кодами Хемминга; самостоятельную работу (программирование) и др.
«На интенсиве предполагается несколько видов деятельности – это лекции, работа на стендах "Оптомеханическая визуализация кодирования сигналов" и "Узконаправленные низкоэнергетические каналы связи", тренинги по командообразованию и самопрезентации. Ребята узнают принцип действия систем беспроводной связи в инфокоммуникационных технологиях; основные понятия теории передачи данных и кодирования информации; смогут собирать и настраивать электронные системы "Беспроводной передачи данных"; снимать и анализировать данные, полученные с помощью этих систем, а также научатся организовывать командную работу и презентовать результаты своей деятельности. Начнется интенсив сегодня с вводной лекции, в которой расскажем об НТО, ее перспективах и возможностях, а также познакомим слушателей с основами беспроводной связи, базовыми понятиями, используемыми в беспроводных технологиях. Кроме того, поработаем с кодированием и декодированием данных с помощью кода Хемминга», – проинформировала старший преподаватель кафедры радиоэлектроники и электроэнергетики Лариса Семенова.
Старший преподаватель кафедры радиоэлектроники и электроэнергетики (далее –РЭиЭ) Фарид Чаппаров отметил, что ребята изучают принципы кодирования информации на примере кода Хемминга, разгадывают закодированное послание. А увлекательные лекции от преподавателей кафедры РЭиЭ помогают участникам интенсива эффективно решать различные задачи по технологиям беспроводной связи.
«Например, первый день ознаменовался лекциями от Ларисы Леонидовны Семеновой и Александра Юрьевича Бабкина, окружного эксперта в области технологий беспроводной связи. Во второй и третий день будут лекции от Виталия Владимировича Рыжакова. Школьники решают задачи с кодом Хемминга и на программирование системы управления слежением за спутником для организации устойчивого канала связи. Эти задачи являются основными задачами олимпиады НТО по технологиям беспроводной связи», – сообщил Фарид Хамзаевич.
Живой интерес у ребят вызвали тренинги на командообразование и самопрезентацию, а также рефлексия и обсуждение полученных результатов и имеющихся вопросов с экспертами в области технологий беспроводной связи. Кстати, многие из них всерьез задумались о выборе профессии в сфере радиоэлектроники и электроэнергетики!
В своей интерактивной лекции «Пиратская правда пиратов или как сделать проект» заведующий кафедрой радиоэлектроники и электроэнергетики Политехнического института Виталий Рыжаков на примере фильма «Пираты Карибского моря 3. На краю Света» особый акцент сделал на проектной команде, где есть менеджер, лидер, идеолог, наблюдатель, а ключевым звеном является руководитель.
«Проектами я занимаюсь с 2006 года. Именно руководитель собирает команду, принимает решения и несет за них ответственность, а ресурсы в проект приносит идеолог. Знания – это тоже ресурс», – подчеркнул Виталий Владимирович, обращаясь к слушателям.
Учитель внеурочной деятельности Оксана Рожникова сопровождает учащихся 7-х классов из Нефтеюганска.
«Отбор школьников на данный интенсив осуществлялся прежде всего на основе их личного интереса. Интенсив замечательный, они вообще углубились этой темой, у них все распределено, как надо. Погружались в теорию, учились кодировать. В нашей команде есть и девочки, и мальчики, что очень радует» – рассказала Оксана Валентиновна.
Активное участие в работе этого интенсива принимает ученица 7 класса МБОУ СОШ № 5 Анна Фомина (г. Нефтеюганск). Девушка учится на одни пятерки, занимается танцами, играет на фортепиано. А в будущем мечтает стать айтишником или же астрофизиком.
«У меня все легко получается, любимый предмет в школе – математика. Очень познавательный интенсив, мы узнали много нового. Наставники учат работать в командах, делятся ценными знаниями, которые помогают в достижении целей, дают обратную связь. Наша команду поделили на две группы: первая – программирует радар, а вторая – расшифровывает закодированные шестеренки, проверяем их на ошибки и переводим методом кода Хемминга. Этот метод помогает обнаружить и устранить ошибки двоичного кода. Все наставники замечательные, рада, что нахожусь здесь, перенимаю опыт у лучших!»
Инженером намерен в будущем стать Артем Швец из СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов (г. Пыть-Ях). Молодой человек на отлично осваивает школьную программу, с энтузиазмом и упорством учится новому, расширяя свой кругозор. Теперь он стал знатоком теоретической базы олимпиадного трека «Технологии беспроводной связи» Национальной технологической олимпиады, за что благодарен спикерам СурГУ и товарищам по команде:
«В СурГУ я не впервые. Очень многообещающий интенсив, насыщенная программа. Благодарю организаторов за интересный лекционный материал, практические занятия и, конечно, высокий профессионализм экспертов».
Как видим, организаторы провели большую работу, чтобы заинтересовать школьников новым для них направлением – технологии беспроводной связи. Все респонденты отметили, что сложные вещи объяснялись понятно каждому через игровые технологии, проектную и дискуссионную деятельность, анализ проблемных ситуаций. Понравились им экскурсии в технические лаборатории и корпуса СурГУ, знакомство с единомышленниками, да и вкусная еда. По итогам интенсива участники получат сертификат о прохождении обучения, а лучшие умы – возможность участия и побед в престижных конкурсах и, конечно, НТО – главной в нашей стране олимпиады для школьников, которые увлекаются современными технологиями и занимаются в кружках технической направленности.
Справка:
Участвовать в Олимпиаде НТО «Технологии беспроводной связи» могут школьники 8–11 классов из любых регионов России. Она проходит в три этапа и имеет индивидуальные и командные задания.
Автор: Дарья Вейраух
Подписывайся на наш Telegram-канал!